[санскр. - Песнь Бхагавата, т. е. бога Кришны], один из важнейших памятников индуизма, поэма метафизического и нравственно-этического содержания; входит в 6-ю кн. эпоса «Махабхарата»; относится к смрити, или священному преданию. Время создания - ок. 2-й пол. I тыс. до Р. Х.
Сюжетно Б. представляет собой диалог перед началом великой битвы между 2 героями: воином Арджуной и его колесничим, в роли к-рого выступает бог Кришна как аватара Вишну-Нараяны. Кришна, вдохновляя сомневающегося Арджуну на битву ради высшей справедливости (дхармы), произносит проповедь, ставшую основным содержанием Б. В ней синтезируется учение упанишад, прежде всего о бестелесном атмане-Брахмане как основе бытия, к-рого не замутняют «касания плоти», хотя он и именуется «вечным носителем тела». Данное положение (т. к. атман неуничтожим и, следов., убийство как таковое невозможно) становится мотивом призыва Кришны к кшатрию Арджуне непоколебимо и бесстрашно исполнить свою дхарму. Б. также вбирает в себя ранние философские учения санкхьи и йоги, идеи вишнуитской секты бхагаватов с их культом Кришны как аватары Вишну.
Учение Б. имеет ярко выраженный теистический характер: избавление от цепей сансары и достижение мокши возможно гл. обр. через личностное божество - Ишвару (он же Бхагават - синоним «щедрого и милостивого» бога, владеющего личной судьбой человека). В Б. выделяются 3 пути освобождения: джняна-йога (джняна-марга) - путь знания; карма-йога (карма-марга) - путь действия; бхакти-йога (бхакти-марга) - путь любви к богу. Если джняна-марга как «царский» путь высшего знания медитативной практики йоги и мистического созерцания предназначен для брахманов, то 2 др. пути доступны всем (даже шудрам и женщинам). Ядро учения Б. о карма-йоге, в котором кристаллизуется этика индуизма, заключается в необходимости выполнения каждым человеком предписаний и обязанностей именно своей варны (позже касты), ибо «чужая дхарма опасна» (Бх.-Г. III. 35). Основная идея Б.- действие без стремления к выгодному результату, т. е. незаинтересованное, бескорыстное отправление человеком своей дхармы, приобретающее жертвенный, богоугодный смысл и переходящее т. о. к бхакти - благоговейной любви к «господу», преданности и почитанию его до самозабвения. В Б. бхакти провозглашается высшим из путей достижения спасения.
Б. имела большое влияние на индуистское возрождение и национально-освободительное движение XIX-XX вв., в частности на Б. Тилака (автора «Гиты-Рахасьи»). Как первый переведенный на европ. (англ.) язык древнеинд. памятник, Б. породила огромное количество др. переводов, а также комментаторской и исследовательской лит-ры. Рус. исследователем В. С. Семенцовым, владевшим мн. древними языками (включая греч. и сир.), была предложена своеобразная интерпретация Б. как описания особого способа душевной тренировки, путем рецитации текста приводящего к состоянию непрерывного знания-припоминания или самозамкнутого сознания.